В XVIII веке мастурбация была перенесена из сферы морали в сферу медицины и стала рассматриваться как причина различных физических заболеваний, приводящих к ухудшению состояния здоровья. В XIX веке психиатры признали, что мастурбация, которую трудно контролировать, является характерной чертой многих психических расстройств. Они также полагали, что мастурбация может играть случайную роль при определенном типе безумия с характерной естественной историей. В 1962 году Э.Х. Хэйр опубликовал статью о концепции мастурбационного помешательства, которая стала важным объяснением взаимосвязи мастурбации и психических заболеваний в истории психиатрии. Историческое исследование, опубликованное после статьи Хэйра, предлагает несколько дополнений к его анализу. Хэйр не обратил внимания на то, что связь мастурбации и психических заболеваний была доведена до сведения широкой общественности шарлатанами, предлагающими быстрые методы лечения. Хэйр подчеркивал только осуждающие высказывания психиатров, пренебрегая стремлением психиатров лечить расстройства, вызванные чрезмерной мастурбацией, а не наказывать за грех мастурбации. Хэйр признавал важность гебефрении и неврастении в этой истории, но объяснял снижение числа психических заболеваний, связанных с мастурбацией, отчасти отказом от иррациональных, ненаучных гипотез о причинной роли мастурбации. В качестве альтернативы мы предполагаем, что до того, как от причинно-следственной роли мастурбации повсеместно отказались, концепции гебефрении и неврастении получили конкурентное преимущество и стали первичными диагнозами для случаев, которые когда-то были бы квалифицированы как онанистическое помешательство.
Чтобы продвинуться по службе в рядах североамериканской ультраправой организации Proud Boys, ее члены должны взять на себя обязательство мастурбировать не чаще одного раза в месяц. Это обязательство было принято по инициативе основателя Proud Boys, который считает, что мастурбация, вызванная порнографией, истощает жизненные силы и делает мужчин слабее, глупее и ленивее. По его мнению, нам не следует слишком поспешно отвергать бабушкины россказни о мастурбации и даже пытаться реконструировать некоторые традиционные практики, рекомендованные "католиками, старыми священниками и престарелыми отцами". Два других современных движения, поощряющих воздержание от мастурбации, называются No Nut November и NoFap.
В середине-конце XIX века подобные взгляды были доминирующими в культуре. Мастурбация рассматривалась как случайный фактор, приводящий к целому ряду расстройств, от легких до тяжелых. Переутомление, отчужденность от других, физическая и психическая слабость представляли собой начальные, более легкие проявления. Более серьезные последствия включали слепоту, безумие и смерть. Действительно, Гилберт сообщает, что гипотеза мастурбации предлагает удобное объяснение необъяснимых с медицинской точки зрения расстройств.
В этой статье мы рассмотрим исторические утверждения о связи между мастурбацией и психическими заболеваниями. Эти утверждения могут быть неправильно поняты. Например, было бы неверно утверждать, что мастурбация сама по себе считалась психическим расстройством. Врачи знали, что мастурбация является обычной практикой, которая для большинства людей не приводит к необратимым последствиям. Однако предполагалось, что чрезмерная мастурбация, из-за которой человек теряет контроль и доводит себя до изнеможения, является причиной развития серьезных заболеваний.
Статья Хейра "Мастурбационное безумие: история одной идеи", которой уже более 60 лет, является классической в этой области. Хэйр утверждал, что, когда в восемнадцатом веке впервые была обнародована информация о медицинской опасности мастурбации, психические расстройства не занимали видного места среди перечисленных последствий, но в девятнадцатом веке акцент на физических последствиях сошел на нет, а акцент на психических расстройствах усилился. Через несколько лет после середины века такие психиатры, как Скай, Модсли и Клоустон, утверждали, что безумие, вызванное мастурбацией, является специфическим расстройством, которое начинается в подростковом возрасте и в худших случаях прогрессирует до слабоумия. Хэйр утверждал, что к концу столетия мнение о том, что мастурбация вызывает особую форму безумия, уступило место мнению о том, что она вызывает невроз. По словам Хэйра, в двадцатом веке мастурбация как причина неврозов была заменена мнением о том, что любые вредные последствия мастурбации обусловлены беспокойством, вызванным преувеличенными заявлениями о негативных последствиях мастурбации.
Хэйр утверждал, что гипотеза о мастурбации была ошибкой, которую никогда не следовало принимать, особенно потому, что то, что он называл "рациональными" аргументами против нее, было в ходу начиная с Пинеля. Это включало утверждение, что мастурбация является скорее симптомом, чем причиной расстройства. Кроме того, как отметил хирург Хантер, пишущий о мастурбации как причине импотенции: "жалоба... кажется мне слишком редкой, чтобы исходить от столь распространенной практики". Хэйр утверждал, что гипотеза мастурбации сохранилась из-за консерватизма, удовлетворения, которое врачи получали от возможности объяснить загадочные заболевания, и логических ошибок.
В этой статье мы вернемся к этой истории, чтобы расширить анализ Хэйра и объяснить некоторые моменты более подробно. Отчасти это стало возможным благодаря расширению исторической картины, представленной обширными научными исследованиями, проведенными после работы Хэйра, о многом из которых не сообщалось в психиатрической литературе. Наше собственное прочтение многих основных работ также дает нам возможность подчеркнуть некоторые моменты, которых не сделал Хэйр.
Мы расширяем его анализ тремя основными способами. Во-первых, Хэйр не стал обсуждать панику по поводу мастурбации, охватившую всю Европу и США, и, что более важно, роль, которую играют "шарлатаны" в рекламе опасных последствий мастурбации с целью быстрого излечения. Во-вторых, Хэйр в первую очередь акцентировал внимание на негативных аспектах этой истории. Осуждающий язык, используемый врачами в восемнадцатом и девятнадцатом веках, вызывает беспокойство в свете современных профессиональных нравов. Хэйр, однако, пренебрегал благотворными аспектами медицинской практики – многие врачи стремились лечить расстройства, а не наказывать за преступления, и верили, что при надлежащем и гуманном лечении некоторые пациенты могут полностью выздороветь. В-третьих, Хэйр подчеркивал постепенное принятие того, что он назвал рациональными аргументами против гипотезы мастурбации. Мы уделим больше внимания введению двух заменяющих друг друга понятий, гебефрении и неврастении, которые получили достаточное конкурентное преимущество, чтобы сузить диагностическую нишу, которую могло бы занять безумие, вызванное мастурбацией.
Шарлатанство: роль запугивания и продажи лекарств вразнос
Хэйр утверждал, что связь между мастурбацией и болезнями, возможно, была инициирована шарлатанством. Давайте рассмотрим это более подробно, чем это сделал он.
"Онания, или Отвратительный грех саморазрушения" была впервые опубликована анонимным автором в 1716 году. Термин "Онания" является отсылкой к Онану из еврейской Библии, который был поражен смертью Богом за то, что пролил свое семя вместо того, чтобы выполнить свой семейный долг и оплодотворить жену своего покойного брата. На титульном листе Онания описывается как предоставляющая "духовные и физические советы тем, кто уже навредил себе этой отвратительной практикой’.
Столберг сообщает, что в Англии в конце 1600-х годов началась религиозно мотивированная кампания против мастурбации, которая подготовила почву для этой книги, но Онания привнесла в нее медицинский аспект. За несколько лет до появления Онании хирург по имени Джон Мартен опубликовал трактат о венерических заболеваниях, в котором он также обсуждал вредные последствия мастурбации. Отрывки Мартена о мастурбации были перепечатаны в журнале "Онания". Лакер (ссылка на Laqueur2003) утверждает, что Джон Мартен был анонимным автором "Онании".
По словам автора "Онании", вызывает тревогу тот факт, что так много людей обоего пола регулярно занимаются этой опасной практикой, но не осознают, какому серьезному риску они себя подвергают. Его видимыми признаками были слабость и истощение, в том числе бледный цвет лица, упадок сил и исхудание. Среди ужасных последствий мастурбации, описанных в книге, были эпилепсия, чахотка, импотенция, слабоумие и смерть.
В 4-м издании, впервые опубликованном в 1718 году, анонимный автор утверждал, что существуют эффективные лекарства от некоторых болезней, вызванных "саморазрушением", таких как выделения, не связанные с венерическими заболеваниями и импотенцией. Автор сообщил, что он намеревался включить рецепты в книгу, но ингредиенты были дорогостоящими и сложными в приготовлении. Вместо того чтобы заставлять потребителей признать свой грех и просить аптекаря приготовить лекарства – возможно, не совсем правильно, - автор попросил, чтобы лекарства готовил надежный и компетентный врач. Автор также попросил этого врача бесплатно распространять лекарства и провести с ними некоторые испытания. Через два года было доказано, что лекарства эффективны, но врачу пришлось потратить значительные средства. В результате автор предоставил этому врачу право распоряжаться этими лекарствами по своему усмотрению. Читателям сообщили, что лекарства можно приобрести в Лондоне в одном из книжных магазинов, где продавалась "Онания", и автор признался читателям, что отказался от какой–либо доли в прибыли, которая могла бы быть получена.
Публикация брошюр и газетных объявлений, в которых описывались болезни, а затем предлагались лекарственные препараты, была обычной практикой в Англии восемнадцатого и девятнадцатого веков. Несмотря на очевидную связь с шарлатанством, чему способствовала постоянная реклама в различных изданиях, были проданы тысячи экземпляров "Онании", и термин "онанизм" стал синонимом мастурбации. Книга также стала источником вдохновения для подражателей, предлагающих свои собственные методы лечения.
Эти имитаторы были в центре внимания проведенного Комфортом исследования мастурбационной паники в Англии девятнадцатого века. По его словам, благодаря объему своей продукции авторы памфлетов оказали большее влияние на общественное мнение, чем врачи. Комфорт говорит, что огромный шум, который они производили, заглушал менее мрачные перспективы. В дополнение к шарлатанам, раздувавшим панику по поводу мастурбации и обещавшим быстрое излечение за определенную плату, Комфорт отметила, что некоторые врачи присоединились к этой профессии, чтобы воспользоваться легкой наживой, которую можно было получить.
Авторы памфлетов помогали распространять и поддерживать убеждения о пагубных последствиях мастурбации. С психологической точки зрения, если утверждение повторяется достаточно часто, люди соглашаются с ним. Даже если утверждение поначалу кажется невероятным, по мере того, как повторение приводит к растущему согласию, оно может казаться все более рациональным. Когда то, что повторяется, является спекулятивной причинно-следственной теорией и дополнительно "подкрепляется" клиническими знаниями и опытом, это может даже показаться самоочевидным.
Дарби также документирует, насколько большая часть беспокойства по поводу мастурбации была вызвана моральной паникой, направленной на защиту детей от вредных последствий "насилия над собой’. Действительно, Холл сообщает, что пик общественного беспокойства по поводу мастурбации пришелся на десятилетия, предшествовавшие 1900 году и сразу после него.
Многие врачи, которые специализировались на лечении психических заболеваний и считали гипотезы о мастурбации рациональными, также осудили авторов брошюры как шарлатанов. Например, Драйсдейл, критикуя "корыстные" притязания на лечение, утверждал, что позор для медицины заключается в том, что расстройства, связанные с мастурбацией, стали профессией ненаучных людей и даже некоторых врачей. Клоустон критиковал то, что он назвал "постыдной рекламой шарлатанов", за то, что она разжиревает самых подлых представителей человечества, усугубляет положение тех, кто страдает от этого порока лишь в незначительной степени, и внушает дурные мысли тем, кто в противном случае был бы свободен от них. Также в статье о рекламе, которая "оскверняет наши стены и газеты", Йеллоулис сообщил, что эти самозванцы "играют на страхах своих жертв, чтобы опустошить их карманы". По его словам, они нарисовали пугающую картину опасностей мастурбации, включая постоянное помешательство, но обещают, что лечение возможно с помощью "бесценного лекарства, которое могут предоставить только они".
Холл также приводит ссылки на письма и редакционные статьи в журнале Lancet The Editors и Британском медицинском журнале The Editors, в которых обращается внимание на проблему шарлатанской рекламы, которая создает панику, а затем использует читателей в своих интересах, продавая им лекарства. Интересно, что к 1870-м годам эта реклама приобрела дурную славу в Лондоне, но продолжала пользоваться успехом в сельских газетах. В одной из редакционных статей издатели газет подверглись резкой критике за то, что они были готовы печатать лживые заявления, если эти заявления приносили доход от рекламы.
Лечить расстройства, а не наказывать за преступления
Связующим звеном между "Манией Мартена" и общей медицинской практикой стала книга швейцарского врача Самюэля Тиссо "Онанизм", опубликованная в 1760 году.Сноска 2 На английский язык она была переведена как "Онанизм: или трактат о расстройствах, вызываемых мастурбацией". Будучи элитным врачом с хорошими связями, Тиссо был уважаемым экспертом по натуральной оспе, а позже прославился на всю Европу как автор книги "Советы людям о здоровье", опубликованной в 1761 году.
Тиссо дистанцировался от Онании, представив свою книгу как медицинский, а не канцелярский трактат. Он сказал, что его целью было написать о расстройствах, вызванных мастурбацией, и на протяжении всей книги подчеркивал потерю контроля над этой привычкой.
Тиссо открыто заявил об опасности мастурбации в респектабельном медицинском дискурсе, отчасти оспаривая противоположные взгляды, которые благосклонно относились к мастурбации. Стенгерс и Ван Нек сообщают, что начиная со средневековья, моральное осуждение мастурбации было обычным делом, но до восемнадцатого века почти не упоминалось о вредных физических последствиях. На самом деле, в галеновой медицине основной проблемой была опасность повреждения биологических жидкостей и важность их удаления. Компания Tissot опровергла эту точку зрения, заявив, что "семенной ликер" является важным компонентом юмора. При первом приготовлении он отвечает за выработку вторичных половых признаков и повышение бодрости, а при его потере организм не сможет восстановиться. По словам Тиссо, причина, по которой евнухи не чахнут, как мастурбаторы, заключается в том, что их организм никогда не получал пользы от положительного воздействия семенной жидкости и, следовательно, не страдает от ее потери.
В начале XVIII века врачи перестали рассматривать физическую основу психических расстройств как гуморальную и перешли к рассуждениям о ферментации в кишечнике ("испарениях" и "селезенке") и нервных колебаниях. Во второй половине столетия их внимание почти полностью переключилось на нервные расстройства. В этом ключе Тиссот также отметил, что постоянная одержимость мастурбацией утомляет мозг. Он также добавил, что негативные последствия мастурбации проявляются не у всех в равной степени, а в большей степени у тех, кто унаследовал уязвимую конституцию.
Одной из особенностей, которая выделяется в последующем медицинском дискурсе, как подчеркивает Хэйр, является использование осуждающих выражений. Например, Эллис назвал мастурбацию пороком и отвратительной привычкой, высказав мнение, что несчастья тех, кто практикует ее, являются справедливой наградой за их собственное недостойное поведение. Модсли, работавший с точки зрения теории дегенерации (ссылка на Maudsley1868), утверждал, что врачам не следует предлагать практикующему онанизм жениться и заводить детей, потому что "...если он не совсем импотент, то какие перспективы открываются перед ребенком, рожденным от такого дегенеративного рода! Имеет ли существо, столь униженное, какое-либо право проклинать ребенка, унаследовавшего такое отвратительное происхождение? Гораздо лучше, чтобы порок и его последствия умерли вместе с ним". Келлогг заявил о мастурбации: "Это хуже, чем скотство"…Самая отвратительная рептилия, барахтающаяся в грязи и тине своего стоячего пруда, не стала бы так себя вести…Мальчику, который так провинился, должно быть стыдно смотреть в глаза честной собаке’.
С другой стороны, Хэйр не придал особого значения тому факту, что многие врачи считали себя врачами, которые обязаны заботиться о пациентах. Религиозное и моральное отвращение к мастурбации явно повлияло на интерпретации людей. Однако, какими бы ни были их моральные устои, некоторые врачи считали своим долгом лечить больных. Эта традиция берет свое начало с Тиссо, который, хотя и называл мастурбацию "отвратительной", "грязной" и "мерзостной", утверждал, что он явно пытался избежать того, что он называл моральной стороной.
Такое отношение имеет интересную параллель с диагнозом однополого сексуального влечения как психического расстройства в середине двадцатого века. Даже психиатры, которые морально выступали против гомосексуализма, считали, что их профессия сыграла прогрессивную роль в определении гомосексуальности как расстройства, а не как уголовного деяния, подлежащего судебному преследованию. Аналогичное отношение к мастурбации было наиболее явно выражено Тиссо, который утверждал, что намеревался написать о расстройствах, вызываемых мастурбацией, а не о преступлении, связанном с мастурбацией. Поступая таким образом, Тиссо заложил основу для многих последующих мыслителей.
Например, Драйсдейл, пишущий о негативных последствиях компульсивной мастурбации, начинает с цитаты из французского врача Лаллемана: "Вместо того, чтобы обвинять этих несчастных, не следует ли нам пожалеть их и, тем более, помочь им?". Затем Драйсдейл утверждает, что этот путь может быть эффективным. обязанность истинного врача - уважать и любить каждого человека, независимо от его поступков. Врачи, утверждал он, не должны ненавидеть, упрекать или презирать этих людей, а должны стремиться принести им максимальную пользу, насколько это в их силах.
Также важно не вырывать осуждающие высказывания из контекста. Безусловно, врачи осуждали чрезмерную мастурбацию. Рассмотрим в контексте вышеизложенного утверждение Эллиса о том, что мастурбация является ‘справедливой наградой’. В предыдущем предложении Эллис ясно дал понять, что именно это он хотел бы сказать молодым людям, если бы мог совершать с ними ежедневные обходы в психиатрической лечебнице и показывать им, что их ждет, если они продолжат эту практику. Это было как предупреждение, так и осуждение.
Рассказывая о молодых людях, которые подвержены развитию привычки к неконтролируемой мастурбации, Клоустон называет медиков учителями истин медицинской психологии и физиологии, которые могут помочь им советом и знаниями, но, к сожалению, писал он, к нашей помощи обращаются слишком редко внутри. По словам Клоустона, если бы удалось искоренить эти привычки среди подрастающего поколения, то "...жизнь в значительной степени улучшилась бы, повысилось бы самоуважение, социальное общение стало бы более приятным, а удовольствия - более приятными, в то время как чувство самообвинения и угрызений совести было бы намного меньше...’. Более того, Клоустон подчеркнул, что, хотя многие случаи не излечиваются, большинство из них поддаются лечению.
На смену безумию, вызванному мастурбацией, пришли новые диагностические концепции
Вдохновленный идеями Тулмина о концептуальном разнообразии и интеллектуальном отборе, Мейс утверждает, что психиатрию можно отождествить с общим набором диагностических концепций, которые претерпели трансформацию, разделение, комбинацию и замену. Взамен предлагаются новые концептуальные варианты, которые получают конкурентное преимущество и вытесняют существующие концепции. В этом разделе мы расскажем о том, что в некоторых случаях, которые когда–то были диагностированы как мастурбационное помешательство, вместо этого были диагностированы два новых понятия - гебефрения и неврастения.
Кендлер и Энгстром сообщают, что в середине девятнадцатого века Карл Кальбаум и Эвальд Хекер утверждали, что психиатрические диагностические концепции представляют собой только группы симптомов, а не действительные формы заболевания. По их мнению, диагностика мании и меланхолии аналогична диагностике кашля. Вместо этого они предложили, чтобы врачи обращали внимание на естественную историю болезни, то есть на типичное течение болезни и ее исход. Имея это в виду, в 1863 году Кальбаум ввел понятие "гебефрения" для обозначения расстройства, которое началось в подростковом возрасте.
Согласно Крааму и Филлипсу, несколько лет спустя, используя свои собственные наблюдения и заметки Кальбаума, в 1871 году Хекер опубликовал подробную монографию, включающую несколько тематических исследований, в которой впервые было дано реальное описание естественного течения гебефрении, то есть нарушения настроения, сопровождающегося возбуждением и агитации и прогрессирующего быстро приводит к неизлечимому слабоумию (т.е. дезорганизации). В некоторых случаях, описанных Хекером, мастурбация была провоцирующим фактором. Краам и Филлипс утверждают, что несколько попыток отрицать существование гебефрении в течение следующих 20 или около того лет были тщетными, поскольку концепция была слишком убедительной. Оно стало узаконенным начиная с 1893 года, когда Крепелин включил его в свое развивающееся понятие раннего слабоумия (а позже как часть более широкого понятия Блейлера о шизофрении).
Человеком, который наиболее подробно рассказал о специфическом синдроме, связанном с мастурбацией, был управляющий Королевской психиатрической лечебницы в Эдинбурге Дэвид Скай. Как и Калбаум и Хекер, Скай был практикующим психиатром, а не университетским психиатром. Как и они, Скай утверждал, что диагностика острой мании или меланхолии аналогична диагностике лихорадки. По мнению Ская, это симптомы заболевания, а не болезни сами по себе. Проблема, отметил Скае, заключается в том, что мы не можем отнести психические симптомы к известным заболеваниям, но, тем не менее, обращая внимание на провоцирующие факторы, причины, течение и вероятное прекращение, мы можем идентифицировать естественные группы.
Скае предложил 25 естественных групп, одной из которых была мания мастурбации. Хотя он утверждал, что мастурбация относится только к причине, Скае сказал, что она связана с характерной естественной историей. Сначала это проявляется в виде слабоумия и застенчивости в юности, со временем перерастая в подозрительность, страх, трепет и склонность к самоубийству, постепенно переходящую в тупость или слабоумие. Позже Skae дал более подробное описание безумия мастурбации в своих моросоновских лекциях, отметив, что, если лечение начинается до того, как разум становится слишком ослабленным, чтобы осуществлять самоконтроль, выздоровление является типичным. По его словам, если пациенты продолжают мастурбировать после начала деменции, прогноз неутешителен.
Хэйр утверждал, что описание мастурбационного помешательства, данное Скэем, предвосхитило то, что впоследствии стало гебефренией. Если бы Скэ не выбрал в качестве названия "мания мастурбации", Хэйр сказал, что его бы запомнили за то, что он дал одно из самых ранних описаний гебефрении. Это вполне вероятно. В нескольких исследованиях Хеккера упоминалось, что чрезмерная мастурбация провоцирует развитие болезни. Кроме того, естественные причины гебефрении и безумия, вызванного мастурбацией, схожи: они начинаются в подростковом возрасте и могут закончиться неизлечимым слабоумием.
Хэйр сказал, что мастурбация перестала рассматриваться как причина безумия в последние годы девятнадцатого века, что означает, что почва была пассивно уступлена гебефрении. Мы хотели бы возразить на это несколько иначе, а именно, что по мере того, как гебефрения становилась все более известной, она заменила безумие, вызванное мастурбацией, в качестве основного диагноза, независимо от того, принимал человек гипотезу о мастурбации или нет.
Однако в некоторых отношениях гебефрения и невменяемость, вызванная мастурбацией, различаются. Например, в описании Skae невменяемости, вызванной мастурбацией, говорилось о постепенном, а не быстром наступлении. Skae и Clouston сообщили, что не во всех случаях развивается неизлечимое слабоумие. Клоустон особо утверждал, что безумие, вызванное мастурбацией, является расстройством, отличным от других ранних форм слабоумия. По его словам, слабоумие, вызванное мастурбацией, имеет специфический характер – одиночество, необщительность и импульсивность. По его мнению, выраженность симптомов, связанных с истощением мозга, оправдывает то, что основным диагнозом является безумие, связанное с мастурбацией.
Расстройства, вызванные мастурбацией, были обширными и разнообразными, но в различных описаниях есть несколько общих черт, в том числе явное помешательство Ская и Клоустона на мастурбации. Начиная с Онании, следствием чрезмерной мастурбации были усталость, потеря энергии и истощение. Мастурбация, практикуемая до изнеможения, была уединенной и сосредоточенной на себе. Пациенты описывались как физически истощенные и бледные. Более того, слабоумие было лишь возможным результатом. Эти основные признаки гебефрении не были легко выявлены.
Однако другая новая концепция, возможно, создала диагностическую нишу, в которую могли бы вписаться некоторые из менее тяжелых случаев безумия, вызванного мастурбацией, а именно неврастения, которая была определена Бирдом как истощение нервной системы. Бирд подчеркивал физическую природу заболевания, что оно может быть острым или хроническим и чаще встречается у людей с наследственной предрасположенностью. В том же году похожее описание неврастении было предложено Ван Дейзеном.
Объемные книги "Лечение неврастении" были опубликованы в Англии Кэмпбеллом и в США Бирдом – каждая из них описывает множество возможных последствий нервного истощения. Эти описания включали признаки, которые ранее приписывались мастурбации, такие как недомогание, отсутствующее выражение лица, непроизвольная потеря семени у мужчин и даже смерть. Они также включали новые признаки, такие как повышенная чувствительность к раздражителям и злоупотребление алкоголем и наркотиками.
Неврастения стала более известна как раз в то время, когда Хэйр заявил, что невменяемость от мастурбации уменьшилась, а гипотеза мастурбации обрела новую жизнь, будучи предложенной в качестве причины невроза. Например, Бирд написал книгу под названием "Сексуальная неврастения" (опубликованную посмертно), в которой утверждал, что мастурбация является фактором, провоцирующим как неврастению, так и безумие.
Однако мнение Бирда о роли мастурбации разделялось не всеми. Действительно, в своем первоначальном описании неврастении Ван Дейзан утверждал, что мастурбация даже не может рассматриваться как предрасполагающая причина ни в одном из описанных им случаев.
Однако, несмотря на явные заявления врачей о том, что то, что они используют для диагностики менее тяжелых форм психического расстройства, связанного с мастурбацией, на самом деле является неврастенией, это подменяющее понятие является спекулятивным. Самое близкое, что мы нашли, - это отчет Косенко и Стеджера, показывающий, как в 1883 году Антон Чехов, будучи студентом-медиком, лечил пациента, у которого, по его мнению, было нервное расстройство, вызванное мастурбацией. Поскольку расстройство не переросло в безумие, Чехов диагностировал его как неврастению.
В 1880-х годах неврастения стала причудливым диагнозом, все более психологическим по своей природе, который больные с готовностью ставили себе сами. Уэссели сообщает, что готовность людей платить за лечение помогла концепции неврастении оставаться в употреблении еще долгое время после появления ее собственных концепций-преемниц. Популярность этой концепции была бы еще одной возможной причиной того, что неврастения могла бы получить конкурентное преимущество и стать основным диагнозом, даже несмотря на то, что, по мнению некоторых, мастурбация оставалась возможной причиной.
Историческая арка?
Снижение частоты диагностики психических расстройств, вызванных мастурбацией, не означает, что идеи о негативных последствиях мастурбации были внезапно отброшены. Уоттс сообщил, что, когда он был студентом в Кентербери в 1920-х годах, мальчикам его возраста внушали, что мастурбация может привести ко многим ужасным последствиям, включая сифилис, эпилепсию и смерть. Более того, когда в 1980-х годах Кеннет Кендлер проводил интервью с пациентами с шизофренией на Западе Ирландии для исследования семьи Роскоммон, он был поражен чувством вины по поводу мастурбации у пациентов мужского пола. Он вспоминает, что уровень самоуничижения, описанный многими из этих пациентов, был болезненным для восприятия и выходил далеко за рамки любых попыток успокоить их.
Хэйр принял несколько триумфальный тон, когда утверждал, что современная психиатрия способна видеть дальше многих заблуждений, которые поддерживают гипотезу мастурбации, и не будет повторять подобных ошибок. На наш взгляд, концепции конкретного психического расстройства, связанного с мастурбацией, было бы трудно вернуть конкурентное преимущество перед категориями в DSM и ICD или аспектами факторного анализа психологов, хотя бы по той причине, что включение новых расстройств в классификации требует соблюдения высокой планки подтверждающих доказательств.
В других отношениях Хэйр, возможно, был чрезмерно уверен в том, что он преодолел ошибки прошлого. Эта статья начиналась с краткого описания взглядов современных сторонников воздержания от мастурбации. Сходство между этими взглядами и некоторыми взглядами восемнадцатого и девятнадцатого веков заставило бы усомниться в утверждении о том, что гипотеза мастурбации была настолько полностью опровергнута, что исчезла навсегда и не подлежит возрождению. Если бы кто-то мог извлечь выгоду из, казалось бы, неправдоподобных заявлений о расстройствах, и они повторялись бы достаточно часто, такие заявления могли бы казаться все более правдоподобными. Особенно если бы эти заявления могли быть связаны с рисками для детей, мы подозреваем, что шарлатанские методы лечения, вероятно, не остались бы далеко позади.
Источник
Блог
- Основные потребности
- Вредные привычки
- Депрессия
- Для детей
- Зависимости
- Здоровье
- Истории клиентов
- Клиническая гипнотерапия
- Коммуникативные навыки
- Коррекция веса
- Личностное развитие
- Манеры поведения
- Материальное благополучие
- Межличностные отношения
- Мотивация
- Навыки воспитания
- Научные статьи
- Облегчение боли
- Обучение гипнозу и психотерапии
- Общение с трудными людьми
- Помощь в обучении
- Проблемы в отношениях
- Проблемы со сном
- Профессиональные навыки
- Психология Никитенко
- Работоспособность
- С чего начать терапию
- Самооценка
- Сексуальные проблемы
- Социальная тревожность
- Спортивные достижения
- Страхи и фобии
- Стресс
- Техники релаксации
- Тревожность и панические атаки
- Уверенность
- Умственные способности
- Эмоциональное восприятие