26 Апреля 2020
21
Во многих случаях для борьбы с депрессией применяется когнитивная терапия или когнитивно-поведенческая психотерапия (КПП). Когнитивная терапия подразумевает определение типа мышления пациента с последующим разбором и изменением нежелательных моделей мышления. Поведенческая терапия нацелена на обретение новых здоровых привычек, которые помогут клиенту поддержать хорошее самочувствие (например, установка на выполнение физических упражнений, которые доказали свою невероятную эффективность в роли антидепрессанта).

Не стоит ставить телегу впереди лошади

Однако вам следует запомнить один важный факт: человек, страдающий от депрессии, одновременно находится в состоянии стресса. Если Вы попробуете воздействовать на сознание клиента в тот момент, когда оно все еще находится в состоянии стресса, пытаясь научить человека новому, более гибкому, не-депрессивному восприятию, Вы не получите никакого результата. Вам необходимо успокоить сознание вашего клиента для того, чтобы оно смогло воспринять и закрепить новое отношение. Чем сильнее наше эмоциональное возбуждение, тем труднее нам мыслить ясно.

Итак, не пытайтесь изменить образ мышления человека или его поведение в тот момент, когда он все еще находится в состоянии стресса

Мы можем помочь нашим клиентам, страдающим от депрессии, двумя различными способами, а именно:
  • С помощью ненавязчивой и спокойной беседы;
  • Путем непосредственного обучения техникам расслабления с помощью направленной визуализации. 

Умение расслабить своего клиента необходимо каждому уважающему себя терапевту. Уделите время изучению методик расслабления и способов обучения клиента данным методикам. В состоянии нервного истощения ваш клиент, страдающий от депрессии, не сможет преодолеть это состояние, ему не удастся насладиться благотворным влиянием терапии до тех пор, пока он не успокоится в достаточной степени. Также вам следует помнить о том, что даже если ваш клиент и не выглядит возбужденным, результаты исследований показали, что в крови человека, страдающего от депрессии, абсолютно во всех случаях повышается уровень гормона стресса кортизола. 

Как только Вы успокоите и расслабите своего клиента, Вы можете начать работу с его образом мышления. Как правило, в состоянии депрессии все ее жертвы разделяют одну и ту же предсказуемую манеру мышления.

Во-первых, как я уже говорил в первом этапе лечения депрессии, в состоянии депрессии человек, как правило, воспринимает реальность бескомпромиссно, как "абсолютно такую или совершенно сякую". Он придерживается мышления по принципу "все или ничего". Иногда подобную манеру мышления называют "черно-белым восприятием". Мы начинаем придерживаться данной манеры мышления под влиянием эмоций, а подобные мысли, в свою очередь, лишь усиливают интенсивность эмоционального возбуждения.

Мягкий способ изменения бескомпромиссной манеры мышления

Как только ваш клиент расслабится и успокоится, и Вы ознакомите его с циклом развития депрессии (см. предыдущий этап), Вы можете также описать ему образ мышления, который развивается у нас под влиянием стресса (и одновременно становится причиной его дальнейшего развития). Таким образом Вы поощряете клиента поставить под сомнение его собственную депрессивную манеру мышления.

Когда клиент будет рассказывать вам о себе и своей жизни, обратите внимание на постоянном употреблении абсолютных терминов и определений. Вам необходимо научить клиента видеть также "оттенки серого", присутствующие в этом мире.

Например, ваш клиент может описывать происходящее как "неудачу" или "полнейшую катастрофу", либо проявлять в своих оценках перфекционизм, и, как следствие, постоянно испытывать недовольство и разочарование. Он может воспринимать временные недостатки как нечто постоянное, а частные проблемы - как глобальные: частная проблема "Мои отношения закончились" превращается в глобальную катастрофу - "Вся моя жизнь разрушена".

В процессе работы Вы можете задавать клиенту вопросы на исключение. Например, если клиент говорит о том, что он всегда чувствует себя просто отвратительно, Вы можете спросить его о тех моментах, в которые он чувствует себя особенно плохо. То есть если существуют особо неприятные моменты, по определению должны существовать такие моменты, в которые клиент чувствует себя "не так плохо". Затем Вы можете попросить клиента описать эти моменты и постараться определить, что именно делает их не такими уж и плохими. Таким образом Вы отвлекаете клиента от упрощенного принципа мышления по принципу "всегда/никогда/совершенно", который характерен для депрессии.

Ещё несколько примеров подобного подхода:

  • "Я чувствую себя полным неудачником!"

  • "Как Вы думаете, в каких именно сферах своей жизни Вы потерпели наибольшую неудачу?"

Вы переносите "абсолютную", глобальную проблему в плоскость "частных" проблем, а также мягко отделяете само понятие неудачи от личности пациента.

"Я хотел бы прямо сегодня выйти из вашего кабинета полностью свободным от депрессии!"

"Да, но единственный способ подняться по лестнице – это шаг за шагом ступать на одну ступеньку за другой. Я думаю, что Вы будете чувствовать себя все лучше и лучше после каждого следующего сеанса, но, конечно же, для того, чтобы потенциальные перемены смогли набраться движущей силы, достаточной для их воплощения в жизнь, им необходимо какое-то время…"

Те люди, которые придерживаются бескомпромиссного мышления, также часто имеют нереалистичные ожидания и поэтому в некоторых случаях получают отпор и сталкиваются с неудачами. Они могут считать, что как только они найдут свою вторую половинку или сменят работу, все в их жизни наладится. Может показаться, что подобный образ мышления нельзя назвать депрессивным, однако на самом деле он представляет собой нереалистичные отношения с собственными эмоциональными потребностями, которые в действительности можно и нужно удовлетворять множеством различных способов.

"Все бесполезно, я обречён страдать от депрессии вечно".

"Да, именно такие мысли порождает в вашей голове депрессия. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда Вы были на 100 % в чем-то уверены, но потом выяснялось, что Вы были неправы?"

На самом деле это очень интересный момент. В некоторых случаях люди, страдающие от депрессии, чересчур уверены в истинности своего негативного восприятия. Вместо попытки обмануть клиента с помощью позитивного подхода, нацеленного на налаживание взаимопонимания, Вы можете предположить, что он просто-напросто ошибается, когда воспринимает происходящее в черно-белых тонах. 

Рекомендуем:

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 726-05-38
+7 (903) 202-21-12