26 апреля 2020
107
Депрессия не дает человеку испытывать радость, высасывает энергию и убивает надежду. Более того: в состоянии депрессии человек часто чувствует, что находится в изоляции, даже в том случае, когда его окружают другие люди. В процессе лечения депрессии нам необходимо помочь клиенту поверить в то, что Вы сообща боретесь с его депрессией. Для этого ему необходимо почувствовать, что Вы хотя бы в какой-то мере понимаете, через что ему приходится проходить. Но как же сделать это?

Задавайте вопросы, которые находят отклик в душе клиента

Депрессия не даёт человеку посмотреть на ситуацию со стороны, мешает увидеть перспективу и заставляет его считать, что его никто не понимает. Возможно, окружающие пытаются искусственно поднять настроение человека, страдающего от депрессии, либо уговаривают его перестать так вести себя и просто взять и избавиться от этого состояния. Они могут руководствоваться самыми благими намерениями, однако подобное поведение говорит о весьма слабом понимании реального процесса развития депрессии.

Теперь мы знаем, что в состоянии депрессии люди, как правило:
  • чувствуют себя уставшими по утрам;
  • страдают от проблем со сном;
  • продолжительность сна может быть вполне достаточной, но при этом человек все равно чувствует себя уставшим;
  • видят больше сновидений, чем обычно, часто их сон весьма неспокоен;
  • воспринимают реальность по принципу "все или ничего", их образ мышления можно охарактеризовать как бескомпромиссный, они видят мир в черно-белых тонах;
  • больше не получают удовольствия от занятий, которые им раньше нравились;
  • начинаются сердиться или лить слезы из-за каких-то моментов, которые ранее казались им незначительными (то есть проявляют крайнюю эмоциональную чувствительность). Важно: несмотря на то, что из-за постоянной усталости человек может выглядеть вялым и равнодушным, на самом деле в состоянии депрессии индивидуум сохраняет способность испытывать интенсивные эмоции, он просто держит их внутри.


Как наладить связь с клиентом, страдающим от депрессии

Если Вы сформулируете первоначальные вопросы к клиенту на основе информации, изложенной выше, ваш клиент, страдающий от депрессии, обязательно почувствует, что Вы его понимаете, потому что подобные вопросы находятся в тесной связи с его собственным опытом. Вы можете сформулировать свой вопрос так: "Многие люди, страдающие от депрессии, говорили мне, что…". При такой формулировке Вы дадите клиенту понять, что подобный опыт широко распространен, многие люди переживали подобное, то есть он не одинок со своей проблемой.

На основании базовой информации о депрессии, изложенной выше, Вы можете задать своему клиенту следующие вопросы, направленные на налаживание взаимопонимания:

  • Многие люди жалуются на бессонницу и говорят о том, что они не способны просто отключиться от происходящего и расслабиться. Может быть, Вы замечали что-то подобное?
  • Многие люди, страдающие от депрессии, рассказывают, что даже если они спят долго, сон не приносит им долгожданного отдыха, они просыпаются уставшими; им кажется, что сон забирает у них последние силы. Звучит знакомо?
  • Мы видим множество сновидений, которые не откладываются в нашей памяти, однако в состоянии депрессии количество сновидений увеличивается. Может быть, Вы видите ночью плохие сны? (Важно: человек может видеть множество сновидений, однако не все они откладываются в его памяти).
  • Депрессия не дает человеку получать удовольствие даже от тех занятий, которые ранее казались ему приятными. Может быть, Вы тоже замечали за собой подобное?
  • Из-за депрессии человек начинает мыслить по принципу "все или ничего". Он воспринимает жизнь в терминах "катастрофы, неудачи", определяет события как "совершенно такие или абсолютно сякие". Может быть, из-за депрессии Вы тоже воспринимаемее окружающий мир в черно-белых тонах?

Если Вы хотите достичь взаимопонимания с клиентом, он должен почувствовать, что Вы признаете и понимаете его переживания. Подобные начальные вопросы создают в сознании клиента очень сильное ощущение, которое можно описать так: "О да! Этот человек действительно понимает, через что мне приходится проходить!".

Также вам стоит обратить внимание на формулировку данных вопросов: "депрессия не дает человеку" или "из-за депрессии человек начинает". Разделяя депрессию и личность клиента, мы помогаем ему понять, что депрессия – это не он сам, мы не говорим о том, что это состояние является неотъемлемой частью его индивидуальности, - и это дает нам возможность в ходе последующих сеансов еще больше разделить, "развести" депрессию и личность клиента.

Эмоциональные археологические раскопки

Конечно же, нам необходимо дать клиенту "выговориться", особенно если терапевт является первым человеком, с которым клиент говорит о своем состоянии. В какой-то степени подобные разговоры в итоге могут помочь клиенту, они дадут ему стимул для того, чтобы рассказать нам об ужасном опыте своего первого брака, в котором партнер плохо обращался с ним, или о неприятных воспоминаниях из детства. Однако эмоциональная разгрузка должна быть частью терапии, а не ее основной целью.

В прошлом при лечении депрессии терапевты концентрировались на болезненных воспоминаниях из прошлого и неприятных переживаниях. Однако человек, страдающий от депрессии, и так чрезмерно склонен заниматься самокопанием, он и так сконцентрирован на негативных эмоциях и неприятных переживаниях; усиление акцента на негативных размышлениях в ходе так называемой "терапии" может лишь усугубить ситуацию и ухудшить состояние пациента.

Представьте себе, что Вы пришли к стоматологу для того, чтобы вылечить больной зуб, но врач не ставит пломбу, а начинает производить болезненные манипуляции с оголенным нервом! Итак, не стоит концентрироваться исключительно на болезненных воспоминаниях о прошлом. Люди, страдающие от депрессии, совершенно не нуждаются в "соприкосновении с собственными чувствами" или возрождении в сознании эмоциональной боли. При обращении к прошлому клиента необходимо уделять больше внимания эпизодам, демонстрирующим силу характера клиента.

Конечно же, нам необходимо выяснить, что именно делает нашего клиента несчастным, что именно отравляло его жизнь в прошлом. Для определения этих факторов мы можем воспользоваться следующими способами:

  • А. Клиент смотрит на неприятные воспоминания со стороны и меняет отношение к обстоятельствам собственной жизни – оно становится менее депрессивным. (Запомните: депрессия больше связана не с реальными событиями, происходящими в нашей жизни, а с "негативной спиралью", по которой мы движемся, когда начинаем воспринимать происходящее в определенной манере).

  • Б. Вы можете дать клиенту практические советы, которые помогут ему в будущем надлежащим образом удовлетворять все свои потребности, а также обрести большую эмоциональную гибкость и устойчивость.

Самый важный вопрос

Многие клиенты, страдающие от депрессии, приходят ко мне и рассказывают о том, как другие терапевты вызывали их на разговор о прошлом опыте, о детстве, невзирая на то, что их детство было достаточно счастливым, либо им уже удалось справиться с влиянием этих воспоминаний и оставить прошлое позади.

Как Вы узнаете из третьей части данного курса, причиной депрессии становится постоянное негативное самокопание и чрезмерная тревожность. Если человека совершенно не беспокоят, скажем, его воспоминания из детства, скорее всего, они не являются причиной депрессивного состояния в настоящем. Поэтому самый важный из всех вопросов, который Вы только можете задать, звучит так: "Что тревожит вас больше всего на данный момент времени?"

Конечно же, клиент может перечислить целый ряд различных тревог и забот, однако для достижения успеха очень важно выяснить все факторы, которые тревожат клиента на данный момент. В ходе терапии вы должны помочь клиенту в активном решении существующих проблем либо путем концентрации на способах их решения, либо изменив отношение клиента к происходящему, - то есть, обучив его способу меньше беспокоиться по поводу этих моментов. Тем самым Вы сможете немедленно устранить причины, лежащие в основе текущего приступа депрессии. 

Рекомендуем:

Позвоните нам!
Ваш заказ готов к оформлению
Личный кабинет
Вам будет доступна история заказов, управление рассылками, свои цены и скидки для постоянных клиентов и прочее.
Ваш логин
Ваш пароль
+7 (903) 726-05-38
+7 (903) 202-21-12