Откуда берутся наши убеждения, и как не стать жертвой идеологической манипуляции
Понимание механизмов работы убеждений поможет вам устоять перед внешним влиянием
"В момент своего рождения вы становитесь движущейся мишенью для этого мира.
Вы можете представлять собой нечто большее, но помните ли вы о том, что вы также мишень?"
- Идрис Шах
Когда убеждение превращается в заблуждение? Какие убеждения характерны для людей с депрессией, патологической ревностью, низкой самооценкой или чрезмерной самоуверенностью? Во что верят последователи культа летающих тарелок или определённых политических догм?
В основе многих таких состояний и склонностей "лежат" (часто в нескольких смыслах этого слова) скрытые или неисследованные убеждения.
Когда вы поймёте, как работают убеждения, вы станете далеко не такой лёгкой целью – в понимающую мишень труднее "попасть"!
Заблуждения и предположения
Я встречал самых разных людей, которые верили в самые разные вещи. Некоторые из них действительно поражали воображение - к примеру, один человек искренне считал себя Иисусом Христом; другой верил в то, что он – брат нашего президента; а одна женщина заявляла, что её лицо украли и заменили лицом незнакомца. Эти убеждения были откровенными заблуждениями и экстремальными примерами психотического бреда.
Но многие из наших собственных убеждений базируются на неосознанных предположениях, закрепившихся в нашем сознании. И некоторые из них могут быть такими же искажёнными и проблемными, как истинные бредовые идеи.
Некоторые убеждения помогают нам. Некоторые другие причиняют нам боль.
И мы можем утверждать с уверенностью:
Умные люди могут верить в глупые вещи
В вашей жизни бывало так, что вы были озадачены и сбиты с толку, обнаружив, что человек, которого вы считали умным и здравомыслящим, верит в какие-то странные вещи?
Мы думаем, что убеждения больше связаны с интеллектом, логикой и рациональностью – но мы переоцениваем эту связь. На самом деле убеждения – особенно мощные и укоренившиеся – обычно закрепляются через эмоции, а не через логику и здравый смысл.
И вот какие признаки указывают на то, что определённое убеждение скорее было внушено на эмоциональном уровне, а не выведено эмпирическим путем:
Его носитель проявляет эмоции каждый раз, когда кто-то ставит это убеждение под сомнение или начинает обсуждать его.
Его носитель отрицает опровергающую обратную связь и проявляет сопротивление. Он пытается объяснить любые факты или доказательства, противоречащие его убеждению. Его вера пристрастна и предвзята.
Его носитель использует метод "доказательства через избранные примеры" - такой подход также называется предвзятостью подтверждения. Например, женщина указывает на некоторых мужчин в качестве "доказательства" того, что все мужчины плохие.
Его носитель упрощает свои идеи и делает их "чёрно-белыми". Эмоции заставляют нас мыслить по принципу "всё или ничего", и мощные убеждения, основанные на эмоциях, часто принимают упрощённую форму.
Такая система убеждений далека от логической обоснованности. По сути она представляет собой эмоциональную обусловленность или реакцию. Такие эмоции, как страх или желание, влияют на нас так сильно, что мы начинаем защищать эмоционально обусловленную "истину", изобретая рационализации, вместо того чтобы включить разум и проверить правомерность и обоснованность своей эмоциональной реакции. Мы встаём на защиту этого убеждения, даже если это не в наших интересах.
Рационализация и оправдание
Если в какой-то момент нам внушили сильные чувства по определённому поводу, и мы не смотрим на эти эмоции со стороны и не ставим их под сомнение, мы начинаем их рационализировать. Мы используем "логику" для подкрепления идей, которые могут и не быть истиной. То есть логика становится слугой наших эмоций.
Привязанность и влечение к определённому человеку (или эмоции) как будто вынуждает нас изобретать "причины", по которым он вам якобы подходит – ещё до того, как вы узнаете, кто он есть на самом деле. Эти причины могут быть истинными и "правильными"… но они могут такими и не быть.
Сначала появляется эмоция, и уже за ней следует рационализация.
Рационализация становится тем цементом, который закрепляет убеждение. Посещая собрания секты, я чувствую, что меня принимают и, возможно, даже любят - то есть я испытываю положительные эмоции. Я хочу снова и снова переживать эти восхитительные чувства, и для этого мне, возможно, придётся рационализировать идеологию этой секты, убеждая себя (и других) в том, что летающие тарелки действительно спасут "избранных" (сектантов), а все остальные погибнут во всемирном потопе. И я начинаю искать "доказательства" и "логические" причины, по которым всё это просто обязано произойти.
Со временем вам всё труднее ставить под сомнение эти рациональные доводы, потому что теперь ваш мозг защищает укоренившееся убеждение как через эмоции, так и на уровне логики.
Мы видим лишь те доказательства, которые как будто подкрепляют это убеждение – так проявляется предвзятость подтверждения. И мы начинаем смотреть на реальность сквозь призму этой системы убеждений – то есть в упрощённой манере, основанной на принципе "всё или ничего".
Если я искренне верю в то, что моя девушка мне подходит, я буду эмоционально реагировать на любые предположение о том, что она неидеальна. Я буду игнорировать или опровергать любые доказательства того, что она – не такая замечательная, как мне кажется. Я воспринимаю её в упрощённой манере, по принципу "всё или ничего": "Она – хорошая! И точка!".
Когда мы начинаем одержимо цепляться за эмоционально обусловленные убеждения и отчаянно сопротивляться опровергающей обратной связи, мы "радикализируемся". И, если эта "радикализация" навязывается нам извне, мы становимся жертвой "промывания мозгов".
Промывание мозгов
Китайское слово xǐnăo имеет буквальное значение "промывать мозги". На Западе термин "промывание мозгов" появился в 50-тых годах, когда британский психолог Уильям Сарджент продемонстрировал успехи китайцев в реконструкции убеждений пленных американских военнослужащих во время Корейской войны. И вот какие методики использовались для насаждения новых убеждений…
Активизация человеческой потребности быть последовательным. Сначала военнослужащие могли получить небольшую добавку к дневному пайку или какие-то другие мелкие привилегии за публичное высказывание более-менее нейтральных заявлений о США и коммунистическом Китае. Со временем от них стали требовать высказывания всё более негативных вещей о США и всё более позитивных заявлений о китайском коммунизме – и за это пленники могли получить мелкие и банальные привилегии. Никому не нравится думать, что он "продался задёшево", так что, возможно, военнослужащим было проще прийти к выводу: "Должно быть, теперь я именно так и думаю!" и принять навязанные убеждения.
Социальное доказательство. Мы – люди – существа социальные, и поэтому мы часто начинаем верить в то, во что верят окружающие. Давление группы было частью китайской системы промывания мозгов.
Чередование страха и надежды – что-то вроде сценария "хороший полицейский/плохой полицейский" - постепенно дестабилизирует саму личность жертвы. Сначала пленник надеялся выжить или верил в то, что его отпустят; потом он начинал верить в неминуемость казни. Наряду с этой техникой может использоваться депривация сна, которая дестабилизирует личность и ещё больше облегчает обусловливание и внушение определённых установок.
Конечно же, эту последнюю методику по праву можно назвать жестокой и экстремальной. Но на самом деле всех нас можно подвести к вере в самые разные вещи через тонкое и неявное принуждение или эмоциональное воздействие, создающее обусловленность и определяющее наши убеждения.
К примеру, длительное эмоциональное насилие может "промыть мозги" жертве, внушая ей веру в то, что в ней "нет ничего хорошего", она глупа или недостойна любви.
Уильям Сарджент также отметил ещё один жизненно важный аспект процесса формирования убеждений.
Культурное промывание мозгов
Нам нравится думать, что наши убеждения произрастают из явных и самоочевидных истин. И нам нравится думать, что мы сами решили верить во что-то, и наши взгляды являются итогом тщательных рассуждений.
Но Уильям Сарджент отметил один факт, который теперь может показаться очевидным: он предположил, что по большому счёту наша система убеждений складывается случайным образом. Случайность места и времени нашего рождения приводит нас в среду, полную других людей с уже готовыми убеждениями, и эти догмы только и ждут того, кто придёт в этот мир и "подхватит" их.
Эти "принятые идеи" прививаются без нашего сознательного участия – но они ощущаются как наши собственные убеждения. Социальное доказательство обладает невероятной силой и мощью. Так же, как и традиция.
В итоге, независимо от индивидуальных качеств, характеристик и уровня интеллекта, система убеждений человека, родившегося в средневековой Японии, будет в корне отличаться от взглядов человека, родившегося в 1960-тых в Сан-Франциско, на заре "эпохи хиппи".
Итак, иногда нам стоит задаться вопросом:
Может быть, я верю во всё это просто потому, что я родился именно в это время именно в этом месте?
Когда мы считаем свою систему убеждений отражением универсальных истин и никогда не ставим её под сомнение, мы постепенно теряем ощущение собственной идентичности. И мы можем так и не узнать, кем мы могли бы стать, если бы мы больше думали своей головой.
Отправившись в нужное время и место, вы обнаружите множество идиотов, которые точно знали, что Солнце вращается вокруг Земли, или этот мир покоится на спине гигантской черепахи, или верили в то, что дурные запахи вызывают болезни, или в то, что уровень гигиены в больницах никак не связан с распространением инфекций среди пациентов.
На самом деле даже очень хорошие и умные люди верили во все эти "истины" в тот или иной период истории. Но для их развенчания потребовались люди, способные выйти за рамки общепринятых представлений и заглянуть за границы самоочевидных "истин" случайного места и времени, в котором они родились.
Вы действительно выбрали свою религию или политические взгляды? Или они сами вас выбрали через влияние окружения?
Формирование убеждений
Многие убеждения вполне разумны и справедливы. Я верю в то, что, если я прыгну с крыши дома, гравитация притянет меня к земле, и я полечу вниз на скорости, которая совсем не полезна для здоровья. Но, если вы попытаетесь убедить меня в том, что гравитация – это всего лишь предположение, у меня не появится никаких эмоций по этому поводу. И я не стану переходить на оборонительные позиции и отчаянно защищать свою веру в гравитацию. Я в неё верю, потому что эта вера работает и работала абсолютно для всех во все времена и повсюду (с некоторыми оговорками, касающимися открытого космоса!).
Но, если я верю в идеи коммунистов или либералов, я могу рассматривать их всех как одно целое и эмоционально защищать свою веру в них. Эмоционально обусловленные убеждения приводят людей к чрезмерному обобщению. "Все грешники отправятся в ад!" - вот пример такого мышления.
Здоровое сознание менее подвержено идеологической обработке через ограниченные и ограничивающие убеждения.
Человек может быть очень умным и сообразительным, но, если его эмоциональное состояние нестабильно, он может поверить в самые странные и причудливые идеи по поводу самого себя и других людей. Именно его эмоциональность делает его уязвимым к внушению вредоносных убеждений.
И когда мы спрашиваем: "Да как можно быть настолько глупым, чтобы в это поверить?!", мы упускаем суть. Он поверил в это не на рациональном, а на эмоциональном уровне.
Гипноз и убеждения
Бытует мнение о том, что цель гипноза – навязать определённые представления или заставить субъекта поверить во что-то. И гипноз может использоваться именно так. Но, как я уже говорил выше, есть много других методов убеждения и повседневного влияния. И эти источники влияния окружают нас повсюду.
Когда я использую гипнотерапию в работе с депрессивным клиентом, который "до краёв" переполнен вредоносными убеждениями, в первую очередь мне нужно успокоить его тело и сознание – только после этого я могу открывать перед ним новые возможности, расширяя перспективу во время спокойного гипнотического транса.
Гипноз помогает людям выйти за рамки ограничивающей системы убеждений, посмотреть на неё со стороны и обрести более полное представление о реальности, расширяя спектр возможностей.
Это совсем не похоже на попытки заставить человека поверить во что-то другое. И здесь есть один момент, который действительно стоит обдумать:
Сейчас у вас есть определённый набор убеждений – о себе, о других людях, о том, как работает этот мир, - но когда-то у вас их не было.
Как вы думаете, многие ваши убеждения идут вам на пользу и помогают в жизни? Может быть, они только кажутся истинными, потому что вы ищете подтверждение, и просто не видите или сбрасываете со счетов те доказательства, которые могут им противоречить?
Убеждения прекрасно умеют маскироваться под знания или даже мудрость. Но нам всем было бы полезно провести пересмотр своих убеждений, выясняя, какие из них основаны на знаниях и реальном опыте, а какие стали следствием повседневного промывания мозгов, группового мышления или влияния эмоций.
Когда мы научимся выявлять эти различия, у нас появится больше шансов раскрыть свой истинный потенциал.