В кругу гипнотерапевтов сценический гипноз считается спорным явлением. Многие специалисты утверждают, что он портит репутацию гипноза как такового и может подтолкнуть людей к ошибочным заключениям о сути терапевтического гипноза.
Но многие известные гипнотизёры использовали свои умения не только в терапии, но и в индустрии развлечений – например, американский сценический гипнотизёр Ормонд Макгилл и популярный гипнотизёр Пол МакКенна, который на протяжении многих лет поражал воображение публики своими представлениями и регулярно появлялся в телепередачах и других СМИ.
Иногда сценические гипнотизёры используют следующий аргумент: когда люди видят по телевизору или на сцене участников шоу, поддавшихся гипнотическому воздействию, они начинают верить в силу гипноза. Эти образы убеждают их в том, что гипноз действительно работает. Конечно же, многие клиенты гипнотерапевтов, а также врачей и психологов, использующих гипноз в своей практике, когда-то увидели эффекты гипноза по телевизору и заинтересовались этим вопросом. Но у этой медали есть и обратная сторона: нам может потребоваться много времени для объяснения сути гипноза и устранения некоторых страхов, сформировавшихся в сознании клиента. Нам нужно объяснить ему, что…
Гипноз – это не магия
Гипноз не подразумевает принуждения и не заставляет субъекта делать что-то против воли
Гипнотизёр действует как гид, направляющий клиента, помогающий ему обрести силу и наделяющий его полномочиями, которые необходимы для совершения естественных, здоровых и зачастую всеобъемлющих изменений.
Сценический гипноз подразумевает эксплуатацию?
Сценический гипноз в самой худшей его форме часто обвиняют в том, что он подразумевает манипуляцию и эксплуатацию субъекта. Большинство профессиональных сценических гипнотизёров противостоят подобным претензиям, доказывая, что субъекты добровольно решили поучаствовать в шоу, и эти люди отлично понимают, чего они могут ожидать. Однако этот аспект часто рассматривается как «серая зона». И сценических гипнотизёров подозревают в том, что они опосредованно и скрыто делают так, что действия субъекта постепенно выходят за рамки его контроля. Куда меньше вопросов вызывает желание и готовность субъекта, решившего принять участие в шоу – или клиента, добровольно явившегося на сеанс гипнотерапии.
Факты о применении гипноза для развлечения
Образы из фильмов и телепередач часто формируют грубые и неточные представления о гипнозе, которые могут поспособствовать возникновению страха и недоверия. Зрителей как будто убеждают в том, что гипнотизёр может обрести контроль над субъектом и даже заставить его сделать что-то против воли. Это явление иногда называют «эффектом Свенгали» (в честь отрицательного и поистине зловещего героя романа «Трильби», написанного в 1894 году Джорджем Дюморье). Да, так можно создать интересный сюжет, но в реальности все наоборот: под гипнозом вы всегда сохраняете контроль, и вы сами решаете, следовать внушениям гипнотерапевта или проигнорировать их.
Разница между гипнотерапией и сценическим гипнозом
Клиническая гипнотерапия во многом отличается от сценического гипноза. Гипнотерапия представляет собой терапевтический процесс, работающий в интересах клиента и ему на пользу. Он нацелен на достижение позитивных целей и создание благотворных эффектов. Сценический гипноз – это всего лишь представление. Это шоу, созданное для развлечения публики. Сценические гипнотизёры используют специальные техники для выявления наиболее гипнабельных индивидуумов, которые идеально подойдут на роль субъекта в рамках шоу.
К тому же люди, которые добровольно вызываются на роль субъекта, обычно готовы переступить запреты и ограничения и оказаться в центре внимания. У них есть желание и готовность следовать сценарию шоу – и при этом совершенно неважно, погрузятся они в гипнотический транс или нет.
История сценического гипноза
Среди сценических гипнотизёров было много людей, которые не только проводили публичные представления, но и давали приватные консультации после выступления. Однако со временем репутация гипноза была скомпрометирована многочисленными подделками, в которых использовались грубые, «топорные» техники, а так называемые «добровольцы» были купленными марионетками.
В начале прошлого века интерес к сценическому гипнозу возродился вместе с успехом Ормонда Макгилла. Он первым начал демонстрировать гипноз в телепередачах, и в 1947 году он написал книгу под названием «Энциклопедия подлинного сценического гипноза», которая считается «Библией» сценического гипноза.
Если вы хотите научиться гипнозу, обратите внимание на наш бесплатный курс.
















































