Причины, диагностика и лечение детской психосоматики
Некоторые дети и подростки постоянно жалуются на болезненные или дискомфортные ощущения. В ходе обследований врачи не обнаруживают какой-либо физической причины возникновения этих симптомов. Однако для ребёнка или подростка все эти неприятные ощущения вполне реальны.
Физические симптомы, не имеющие очевидной физической причины, могут быть следствием стресса, - например, ощущения нервозности в ситуациях общения, давления непомерных требований в школе, разлуки с родителями или каких-то других стрессовых ситуаций. Стресс влияет как на наше тело, так и на наше сознание. Это состояние оказывает воздействие на течение различных заболеваний, на восприятие симптомов заболевания со стороны ребёнка или подростка, а также на скорость его выздоровления.
"Соматоформные расстройства" — это термин, использующийся для описания группы расстройств, характеризующихся физическими симптомами, которые невозможно объяснить какими-то неврологическими или общими медицинскими ("органическими") состояниями. Дети зачастую жалуются на регулярно повторяющиеся физические симптомы, не обусловленные какими-то физическими причинами. В таких случаях у ребёнка диагностируется "соматоформное расстройство". Однако с уверенностью данный диагноз можно поставить крайне редко, потому что критерии распознания соматоформных расстройств в большей степени относятся к взрослым, и определённые симптомы этого состояния у детей не проявляются.
Реальные истории из жизни
17-летняя Аня из мусульманской семьи хотела поступить в институт, находящийся в другом городе. Эти планы вызвали резкое негодование со стороны родителей, которые, в соответствии с обычаями и традициями восточной культуры, хотели, чтобы дочь оставалась дома во время обучения в институте.
Возникшие разногласия не обсуждались открыто; Аня должна поступить в местный институт – этот вопрос считался решённым и не подлежащим обсуждению. У девушки начались приступы, из-за которых она находилась под постоянным наблюдением врачей. Проведённые неврологические обследования не выявили никаких отклонений, органическая причина периодических приступов была исключена. После консультации у психиатра и нескольких сеансов терапии, на которых Аня присутствовала вместе со своими родителями, врачи пришли к выводу о том, что приступы девушки являются проявлением установившейся модели поведения, а именно – отсутствия возможности открыто выражать свои тревоги и беспокойство.
Девушка не могла выразить свои негативные чувства и гнев, и вместо неё этим занималось её тело. Внутренний конфликт из-за навязчивого желания выразить свои чувства и донести до родителей своё стремление покинуть родной дом нашёл выражение в псевдо-приступах.
Психотерапевт разъяснил ситуацию членам этой семьи и убедил их в том, что причиной развития этих симптомов является определённая манера общения в семье. Аня и её родители научились по-новому выражать свои чувства и эмоции, после чего девушка смогла избавиться от мучающего ее расстройства.
Признаки и симптомы
- Чрезмерная концентрация на мнимых физических дефектах
- Боли в спине
- Постоянная усталость
- Болезненные ощущения в мышцах
- Головные боли
- Расстройство пищеварения
- К наиболее распространённым симптомам также относятся боли различного характера, усталость и потеря аппетита, вызванные гормональными изменениями пубертатного периода, постоянным беспокойством и тревожностью, причём все эти расстройства гораздо чаще наблюдаются у девочек, чем у мальчиков
- Также могут наблюдаться расстройства неврологического характера, - например, удвоение зрительных образов, нарушение баланса и координации, параличи, различные приступы
- Соматоформные расстройства часто сопровождаются проблемами с успеваемостью, нежеланием ходить в школу, отказом от общения, повышенной тревожностью и поведенческими проблемами
Дети, входящие в группу риска
В ходе амбулаторного психиатрического обследования выяснилось, что подобным расстройствам подвержены от 1,3 до 5 % детей. Считается, что соматоморфные расстройства гораздо чаще возникают среди людей с низким социально-экономическим статусом, а также в семьях в семьях с низким уровнем образованности.
Возраст:
Результаты исследований показали, что в препубертатном возрасте мальчики и девочки страдают от подобных расстройств в равной степени. Однако в постпубертатный период число случаев проявления данных симптомов у девушек возрастает.
Пол:
В ходе общего исследования населения выяснилось, что соматические жалобы наблюдаются у 11% девочек и 4% мальчиков. Исследования среди взрослых дали результаты в 0,2 – 2% в группе женщин и менее 0,2% в группе мужчин. В препубертатный период количественное соотношение мальчиков и девочек, страдающих от этого расстройства, примерно одинаково. В постпубертатный период число случаев проявления данных симптомов у девушек возрастает.
Диагностика
Соматоформное расстройство следует отличать от симуляции и мнимого расстройства. В случае двух последних состояниях человек целенаправленно или осознанно продуцирует физические симптомы.
К основным критериям, позволяющим поставить диагноз "соматоформное расстройство", относится наличие определённой модели, при которой человек регулярно жалуется на определённые физические симптомы, поддающие клиническому определению, он НЕ продуцирует эти ощущения целенаправленно, по своему желанию.
Типы соматоформных расстройств, диагностируемых у детей:
Конверсионное расстройство – это самое распространённое расстройство данного типа, диагностируемое у детей (см. случай Ани, описанный выше). При конверсионном расстройстве наблюдаются необъяснимые симптомы, затрагивающие моторику либо органы чувств. На первый взгляд все эти симптомы предполагают наличие некого неврологического или другого общего заболевания. Симптомы напоминают неврологические расстройства и физические заболевания, вызванные органическими причинами, и могут выражаться в виде слепоты, различных приступов, нарушения координации, параличе, туннельного зрения и онемения различных частей тела. Ребёнок может жаловаться на общую слабость, он может испытывать трудности при ходьбе, в процессе разговора или страдать от проблем со слухом.
Травмирующий опыт или эпизоды насилия повышают вероятность развития конверсионного расстройства, которое в большинстве случаев вызвано психологическими причинами.
Соматизация находит выражение во множестве различных симптомов и развивается в возрасте до 30 лет. Это состояние может длиться годами и проявляется в сочетании болей различного характера, гастроэнтерологических проблем, сексуальных расстройств и псевдоневрологических симптомов. Это хроническое состояние, характеризующееся периодическим проявлением симптомов, часто воспринимается пациентом драматично, в преувеличенном виде. Данное состояние с трудом диагностируется у детей, так как одним из критериев диагностики являются нарушения в сексуальной сфере.
Дисморфофобическое расстройство – это чрезмерная концентрация на воображаемых дефектах внешности или преувеличение значения мнимых физических недостатков.
Ипохондрия – это чрезмерная концентрация на боязни заболеть либо убеждённость в наличии серьёзного заболевания, основанная на неверной интерпретации физических симптомов или особенностей функционирования организма.
В процессе диагностики состояния ребёнка не стоит концентрироваться на распознании болевого расстройства, потому что данный тип расстройства лишь в некоторых моментах отличается от конверсионного. При болевом расстройстве наблюдается чрезмерная концентрация на болевых ощущениях. К тому же психологические факторы оказывают огромное влияние на развитие, интенсивность и поддержание этого состояния, а также частоту обострений.
Недифференцированное соматоформное расстройство характеризуется необъяснимыми жалобами на физическое состояние, которые наблюдаются на протяжении по меньшей мере 6 месяцев и выходят за рамки определения "соматоформное расстройство". Если симптомы соматоформного расстройства не соответствуют критериям диагностики отдельных видов соматоформных расстройств, следует ставить диагноз "соматоформное расстройство, не имеющее выраженного характера".
Лечение
При лечении данного расстройства применяются следующие методы:
- обучение основам правильной интерпретации ощущений в собственном теле;
- развитие и закрепление новых моделей поведения, необходимых для того, чтобы справиться с проблемными моделями и ослабить ассоциативную связь с негативным восприятием самого себя или своей роли в семье либо в каком-то сообществе. При этом применяется эриксоновский гипноз. Обучение клиента основам техник расслабления и биологической обратной связи также даёт эффект в данном случае;
- составление плана подходящего лечения сопутствующих состояний, - например, чрезмерной тревожности, депрессии.
Реальные истории из жизни
10-летний Серёжа больше года жаловался на периодические сильные боли в животе, результатом которых часто становилась рвота. По назначению педиатра он прошёл целый ряд обследований, в ходе которых не выявилось никаких физических причин для проявления подобных симптомов.
Врач исключил вероятность того, что мальчик таким образом пытается избежать похода в школу, потому что он посещал занятия с удовольствием. Он был прилежным учеником, к которому прекрасно относились одноклассники, а также выдающимся футболистом школьной команды. Однако после уроков он проводил массу времени на футбольном поле, охотно практиковался дома, ездил на соревнования вместе со школьной командой, занимался игрой на тромбоне, и очень часто засиживался до полуночи за выполнением домашнего задания.
Родители Серёжи начали думать, что жалобы мальчика – всего лишь плод его воображения. В ходе консультации гипнотерапевт помог им понять, что повышенный уровень стресса без возможности облегчения может привести к проявлению реакция на физическом уровне.
Гипнотерапевт посоветовал внести определённые изменения в образ жизни мальчика, а именно – сократить количество футбольных тренировок и уроков игры на тромбоне. Это поможет снизить уровень напряжения, которое постоянно испытывает Серёжа. Через несколько месяцев интенсивность болей в животе и частота эпизодов рвоты существенно снизилась.
Как Ане, так и Серёже был поставлен диагноз "соматоформное расстройство".
Вопросы и ответы
"Моя 8-летняя дочь Лиза почти каждый день возвращается из школы в слезах и показывает на свои ноги. Когда мы спрашиваем: её "Где болит?", она кивает в направлении ног. Когда мы спрашиваем её, что же случилось в школе, она пожимает плечами и ничего не отвечает. Как мы можем выяснить, действительно ли она чувствует боль в своих ногах?".
Лиза выражает свою боль как маленький ребёнок – слезами и жестами. Попросите её описать свою боль словами. Убедите её в том, что Вы верите в реальность её боли и обязательно постараетесь найти способ помочь ей. Постарайтесь выяснить, не попадает ли девочка дома или в школе в какие-то стрессовые ситуации.
"Каждый вечер мой 16-летний сын с удовольствием съедает плотный ужин из нескольких блюд, включая десерт. Потом около часа ночи он просыпается и жалуется на боли в желудке, и так происходит каждый день. После подъёма он уже не может уснуть. Может быть, он делает это для того, чтобы помешать спать нам, родителям?".
Если после прохождения медицинского обследования на физическом уровне, ваш сын продолжит жаловаться на боли в желудке, которые мешают ему вести нормальный образ жизни и сказываются на его успеваемости, имейте в виду, что юноша может и не вызывать эти симптомы намеренно, они могут быть обусловлены причинами эмоционального характера. Постарайтесь определить возможные причины. Возможно, он подвергается давлению от необходимости хорошо учиться, причиной может быть конфликт в семье, перемены в школе, переезд. Также это может быть реакция на болезнь или смерть члена семьи или друга либо на возможное эмоциональное или сексуальное насилие. Помните о том, что подростки могут попытаться излечить себя сами с помощью алкоголя или наркотиков.
"Существуют ли какие-то практические способы помочь 8-летнему мальчику, который постоянно жалуется на боль в горле и трудности при глотании? Педиатр не обнаружил никакой физической причины подобных болей".
Постарайтесь создать у ребёнка ощущение контроля над происходящим. У некоторых детей затруднения при глотании проявляются в определённые моменты и в определённых ситуациях, ассоциирующихся с болью. Понаблюдайте за своим ребёнком и попытайтесь выяснить причину развития стресса. Затем Вы можете облегчить состояние ребёнка, внеся некоторые изменения в его жизнь, - например, вам может помочь уменьшение учебной нагрузки, налаживание гармоничных отношений в семье или внесение изменений в чрезмерно загруженное расписание различных занятий.
"Моя 12-летняя дочь страдает от хронического синусита. Периодически она поздно встаёт по утрам и говорит, что она, кажется, подхватила инфекцию. Должна ли я позволять ей остаться дома и не ходить в школу каждый раз, даже когда я думаю, что на самом деле она не больна?".
Будьте осторожны! Вы рискуете непреднамеренно поощрить проявление данной модели поведения своим видимым волнением или чрезмерной подозрительностью. Не стоит позволять девочке таким способом избегать ситуаций общения. Убедитесь в том, что ваш ребёнок получает подходящее медикаментозное лечение хронического синусита. Если улучшений не наблюдается, вам следует сходить на консультацию к гипнотерапевту.