Вступление
В связи с постоянным увеличением числа поступающих в аспирантуру в Китае конкуренция за учебу и трудоустройство становится все более ожесточенной. Группа аспирантов не только возлагает большие надежды на семью, общество и страну, но и сталкивается с многочисленными трудностями, такими как неопределенность в научных исследованиях, экономические трудности, брак, занятость и межличностные отношения. Некоторым аспирантам даже приходится брать на себя многочисленные родительские обязанности. В результате эта группа, как правило, испытывает стресс и физическое и психическое истощение (Song et al., 2019). Существующая школьная система охраны психического здоровья уделяет больше внимания облегчению симптомов и решению психологических проблем в кризисных ситуациях. Такой режим работы может не учитывать некоторых людей, нуждающихся в помощи (Ван и Чжан, 2011). Позитивная психология утверждает, что “психическое здоровье - это не просто устранение негативных факторов, таких как психические заболевания, но и стимулирование переживания счастья и позитивных навыков” (Селигман, 2008). Общепризнано, что отсутствие психопатологии (ПТГ) не равнозначно положительному психическому здоровью (ПМЗ), то есть высокому уровню эмоционального, когнитивного и психологического благополучия (Keyes et al., 2002). Элементы PMH и PTH являются не противоположными полюсами одного измерения, а двумя отрицательно коррелирующими факторами психического здоровья (Keyes, 2005).DFM психического здоровья
“Двухфакторная модель психического здоровья (DFM)” объединяет психопатологию (PTH) и субъективное благополучие (SWB) в континуум психического здоровья и обеспечивает корректировку и дополнение традиционных парадигм исследований психического здоровья (Гринспун и Саклофске, 2001; Сульдо и Шаффер, 2008; Провенчер и Кейс, 2011).. Основываясь на DFM, состояние психического здоровья можно разделить на четыре категории, измеряя субъективное благополучие (SWB) и психопатологию (PTH): полное психическое здоровье (высокое самочувствие, отсутствие симптомов психического заболевания), симптоматическое, но удовлетворенное (высокое самочувствие, выраженные симптомы психического заболевания), уязвимое (низкое самочувствие, низкий уровень симптомы психических заболеваний) и проблемные (низкое самочувствие, выраженные симптомы психических заболеваний) (Долл, 2008; Сульдо и Шаффер, 2008). Полная группа психического здоровья имеет наилучшее состояние здоровья и развивает эмоциональную жизнеспособность, а также хорошие психологические и социальные функции. Несмотря на то, что у людей с симптомами, но довольных собой, есть психические симптомы (например, депрессия), они также обладают положительными характеристиками (например, умеренным или высоким субъективным благополучием). Благодаря расширению и формированию положительных эмоций и позитивному восприятию жизни, они легко излечиваются от психических заболеваний. Традиционные модели охраны психического здоровья часто переоценивают уязвимых людей и исключают их из сферы исследований и услуг, поскольку симптомы их психических заболеваний не соответствуют диагностическим критериям (Сульдо и Шаффер, 2008). Проблемные люди не только страдают от депрессии и тревожности, но и чувствуют неудовлетворенность текущей жизнью и плохо справляются с психологическими и социальными функциями. Предыдущие исследования подтвердили, что модель оказывает хорошее прогностическое влияние на физические и психические функции, а также социальные функции различных групп (Keyes, 2007). По сравнению с тремя другими группами, люди с полным психическим здоровьем имеют лучшее физическое состояние, психологические функции, успеваемость в учебе и социальные функции, в то время как люди с проблемами имеют худшую успеваемость (Реншоу и Коэн, 2014; Антарамян и др., 2015; Wang et al., 2016; Cheng, 2018). Показано, что психическое здоровье связано не только с уровнем симптомов психического заболевания, но и с сознательным поддержанием положительных психологических качеств. Также было доказано, что DFM применима к китайскому населению и является надежной (Dong et al., 2014; Wang et al., 2016; Xiong et al., 2016; Xiao et al., 2021).Сострадание к себе и психическое здоровье
Самосострадание (SC) - это позитивное отношение к себе или стратегия регуляции эмоций, а также состояние эмоционального возбуждения, при котором люди не уклоняются от собственной боли и неудач, относятся к ним с открытым и терпимым отношением и непредвзято понимают их (Neff, 2009). Самосострадание играет активную роль в психическом здоровье, и существует положительная корреляция между самосостраданием и индивидуальным благополучием (Neff et al., 2005; Wei et al., 2011; Albertson et al., 2015; Блат и Блантон, 2015; Грин и Бриттон, 2015).. Самосострадание включает в себя три основных компонента: доброту к себе, обычную человечность и осознанность. Доброта к себе означает, что люди могут объективно оценивать свои способности и сталкиваться со своими недостатками, не быть слишком суровыми и критичными к себе, быть более терпимыми и понимать себя. Общая человечность означает, что люди могут осознать, что боль и бедствия присущи не только одному человеку, но и всем людям, и что они связаны друг с другом и подвержены влиянию друг друга, а не отдельных личностей. Осознанность - это когда человек может ясно понимать свое окружение, принимать его и пытаться приспособиться, а не игнорировать или преувеличивать свою боль. Эти три элемента тесно связаны друг с другом. Доброта к себе - это эмоциональный компонент сострадания к себе, безусловное принятие самого себя; общечеловеческое отношение - когнитивный компонент сострадания к себе; оно мобилизует мышление индивида посредством таких процессов, как социальные связи и сравнение; осознанность - это расширенный контроль за настройкой компонентов самосострадания, который оптимизирует доброту к себе и общую человечность (Zhang et al., 2010). Активизируя функции самоуспокоения и самозащиты индивида, самосострадание уменьшает чувство угрозы, способствует возникновению чувства аналогичной привязанности и безопасности и усиливает ощущение благополучия (Cheung et al., 2004; Chen et al., 2011; Hu, 2013).; такие показатели, как самосострадание, доброта к себе и осознанность, имеют значительную положительную корреляцию с субъективным благополучием, а между изоляцией и субъективным благополучием существует значительная отрицательная корреляция. Существует значительная корреляция между самосостраданием и общими показателями по шкале удовлетворенности жизнью и шкале положительных и отрицательных эмоций. Люди с высоким уровнем сострадания к себе испытывают больше позитивных переживаний, таких как оптимизм и любопытство, а также различные положительные эмоции, такие как возбуждение, страсть и вдохновение. Самосострадание отрицательно коррелирует с депрессией, тревогой, стыдом за свое тело и страхом неудачи (Neff et al., 2005; Odou and Brinker, 2014; Webb et al., 2016). Даже после контроля таких переменных, как самокритика и самооценка, самосострадание отрицательно коррелирует с тревогой и депрессией, что указывает на то, что люди с низким уровнем самосострадания могут быть более склонны к самокритике и самоагрессии (Gilbert et al., 2010).Косвенный эффект обращения за помощью
Поведение, направленное на поиск помощи, - это индивидуальное поведение, направленное на преодоление трудностей в межличностной сфере, когда люди страдают от психологического дистресса (Rickwood et al., 2005). Поведение, направленное на поиск помощи, относится к поведению, заключающемуся в активном обращении за помощью к другим. Они получают внутреннюю поддержку от других, как правило, путем задушевных бесед, часто применяются для борьбы с неприятными переживаниями. Как правило, источники помощи делятся на две категории: одни - от профессионалов, таких как профессиональные психологи-консультанты и врачи в больницах, а другие - от непрофессионалов, таких как члены семьи, друзья или одноклассники, наставники студентов, учителя или друзья в сети (Цзян и Ван, 2003). Поведение, связанное с обращением за помощью, негативно влияет на уровень симптомов психического заболевания (Qu, 2010; Huang et al., 2020), а отношение к обращению за профессиональной помощью также негативно влияет на симптомы психического заболевания (Hu, 2011; Бай и Сяо, 2018), указывающие на то, что чем чаще человек обращается за помощью, тем меньше симптомов психического заболевания и что чем выше осведомленность, готовность и возможность обращения за помощью, тем меньше симптомов психического заболевания. Существует значительная положительная корреляция между самосостраданием и стремлением к профессиональной помощи (Allen et al., 2012; Heath et al., 2017; Keumetal., 2018; Zhang and Hao, 2019). Студенты с высоким уровнем самосострадания чувствуют связь, легко принимают мнения друг друга и активно помогают друг другу при взаимодействии с другими, и в целом те, у кого высокий уровень самосострадания, имеют больше социальной поддержки и позитивных стилей совладания и испытывают меньшую изоляцию и беспомощность (Нефф и Беретвас, 2012). Таким образом, сострадание к себе способствует поиску помощи, а те, у кого высокий уровень сострадания к себе, ведут себя более активно, чтобы улучшить свои эмоции. Они меньше стыдятся, когда терпят неудачу, меньше беспокоятся о мнении других, когда обращаются за помощью, меньше сопротивляются и защищаются от получения помощи и поведения, направленного на поиск помощи, а также повышают вероятность обращения за помощью (Allen et al., 2012). Сострадание к себе также повышает уровень самораскрытия за счет снижения стигматизации при обращении за помощью и усиления стремления к помощи со стороны профессионалов (Цзян и Ван, 2003).Пособие "Самосострадание" для самостоятельной работы или работы со специалистом.